Обновление нетиповой 1с 8.3

В этой инструкции нетипового обновления измененной 1с 8.3 я не буду описывать базовые вещи, такие как: как открыть конфигуратор, что такое конфигурация БД, конфигурация поставщика и основная конфигурация. Об это и там много написано, и вы можете самостоятельно найти эту информацию на просторах интернета. Я постараюсь описать основные моменты процесса обновления и на что нужно обратить внимание.
Я взял для примера нетиповую бухгалтерию 3.0.51.22 и покажу как обновить ее до версии 3.0.53.29. На платформе версии 8.3.10.2561 (нет большой разницы на более старых платформах, просто раньше окошко сравнения выглядело чуть иначе).
Скажу сразу, будет много картинок и мало текста. Я считаю, что визуально проще запоминать процесс, чем читать море текста.

1. Проверить соответствие конфигурации БД и конфигурации поставщика.

Для этого вам нужно

  • первое – открыть из меню «Справка» - «О программе»



    и в разделе конфигурация найти версию, указанную в скобках.



    Эта же информация будет совпадать с версией разработки в свойствах конфигурации.


  • Второе – открыть конфигурация поставщика. Меню конфигурация – поддержка – настройка поддержки



    И в появившемся окне посмотреть версию (версии может вообще не быть, если конфигурация поставщика была удалена).


При совпадении можете смело переходить к пункту 2.

1а. Постановка конфигурации на поддержку.

Если у вас отличаются версия БД и версия конфигурации поставщика, то вам нужно удалить текущую конфигурацию все через то же меню: конфигурация – поддержка – настройка поддержки. И нажать кнопку «Снять с поддержки».


Далее нужно сравнить-объединить с типовой конфигурацией версии, указанной в «Справка» - «О программе». И на вопрос «Поставить на поддержку?» нажать «Да».



После «недолгого» ожидания снимаем все галочки. Ну и можно убрать галку «Сохранять настройки автоматически». И жмем выполнить.


В результате мы получим конфигурацию на поддержке с одинаковыми версиями баз данных.

2. Обновление базы.

Теперь можно переходить к обновлению.

Скажу сразу обновление делать нужно ТОЛЬКО через меню «Конфигурация» - «Поддержка» - «Обновить конфигурацию…».
Использовать «Сравнить, объединить с конфигурацией из файла…» НЕЛЬЗЯ!!! При использовании этого механизма вам при следующем обновлении придется переходить к пункту 1а. Поэтому давайте не будем так делать и создавать себе (или тому, кто будет в следующий раз обновлять базу) лишние проблемы.


Далее выбираем файл обновления.
Хотелось бы сказать про обновление через несколько релизов. 1С не рекомендует обновлять на CF файлы, сразу прыгая через несколько релизов. Это нужно делать последовательно. В теории это правильно.
Объясню почему так не рекомендуют делать. Если программисты хотят удалить какой-либо реквизит, то они сначала приписывают к нему приставку «удалить», потом через несколько релизов удаляют его. И могут в каком то релизе перенести из него информацию. Вот пропуская этот релиз, вы можете потерять данные. Но на практике за свои уже лет 10 работы с базами 1с у меня был такой один случай. Когда почему-то разработчики решили перенести данные с перечисления на справочник. При том ничем критичным это для меня не закончилось. Я написал простую обработку, которая перекинула эти данные из архива в текущую базу. Никакого повторного обновления делать не пришлось.
Можете кидать в меня камни, но я всегда обновляю базу через cf файлы на несколько релизов.
Итак мы нажали обновление, нам выскочило сообщение с какой на какую версию будет произведено обновление. Мы нажимаем ОК.



Ожидаем, пока пройдет сравнение объектов.
Далее нам нужно внизу из списка выбрать пункт «показывать только дважды измененные свойства.


Так же хочу сказать по старые версии, раньше это был флажок.



Итак, мы теперь видим гораздо меньше объектов.


Если у вас пусто, то вам несказанно повезло, и вы можете смело нажимать кнопку «выполнить» и считайте обновление закончено. Ну у нас не все так просто, поэтому пробегусь по основным объектам.

  • Подсистемы – ставим режим «Объединить»


  • Роли – режим «Объединить с приоритетом новой конфигурации».


  • Макеты – тут нужно будет переносить добавленные области руками. Поэтому вы можете через меню «показать различия в макетах» увидеть что добавлено. Указать режим «Взять из новой конфигурации поставщика» и далее после выполнения обновления добавить нужные области.


  • СхемыКомпоновкиДанных , Формы - вот тут самая засада. Нам так и не предоставили нормальный режим сравнения этих объектов, поэтому нужно будет смотреть, что было изменено, и вносить это руками. Я для форм ставлю режим «Объединить с приоритетом новой конфигурации» и далее уже после обновления добавлять изменения, такие как колонки, или дополнительные поля в запросе динамического списка.
  • План счетов, предопределенные элементы. Тут я ставлю режим объединения с приоритетом новой конфигурации. При этом хочу сказать про один случай из моего опыта. Если стоит галка «Вести учет по подразделениям», то она в результате объединения будет снята, и мы потеряем данные. Опять же мне не понятно, почему нельзя при режимах «объединить» оставлять галку в значении Истина. Ох уж эта платформа 1с.


  • Модули. Вот тут самое интересное.

Первое что хочется сказать. Ни в коем случае не переключайте режим объединения. Он должен стоять «Взять из новой конфигурации поставщика». Иначе вы получите в базе мусор с комментарием MGR.
Никаких кнопок «показать различия в модулях…»!
Жмем именно на значок шестеренки рядом с модулем


Открывается окошко, в котором очень много изменений в функциях и процедурах.


Для того чтобы понять в какой функции были изменения нам нужно будет либо взять копию базы, либо через меню конфигурация сохранить конфигурацию в файл. И дальше загрузить в пустую базу. Далее зайти в меню «конфигурация» и нажать «Сравнить конфигурации…»
Выбрать сравнение основной конфигурации с конфигурацией поставщика.


И вот ту можно уже посмотреть изменения через «показать различия в модулях…». Т.к. мы не собираемся ничего менять, мы только хотим посмотреть, что было изменено.


И мы видим, что в функцию «Просклонять» был добавлен кусок кода. Все изменения можно посмотреть, нажимая на синие стрелки.


Вернемся к обновляемой конфигурации. Там мы через значок шестеренки зашли с режим объединения модулей. Далее ставим все галки…вручную..говоря про себя «спасибо» разработчикам платформы :)


Находим нашу функцию просклонять. Находим измененный элемент. Надеюсь, теперь стало понятно, зачем нужно отделять любой добавленный свой код комментариями – правильно, чтобы не гадать при обновлении, откуда взят этот код.
Нажимаем значок лупы, и платформа выделит строчку кода, куда нужно этот текст добавить.


Копируем его из верхнего окна и вставляем в нижнее окно.


Так проделать со всеми модулями. Если модуль не был изменен, как в нашем случае со справочником валюты. Мы просто ставим режим «Взять из новой конфигурации поставщика» и НЕ нажимаем на шестеренку (рядом с шестеренкой не должно стоять зеленой галочки, это означает что код полностью будет взят из новой конфигурации, без ручной настройки).


Отлично. Теперь пробежавшись по всем объектам можно снять галку «сохранять настройку автоматически» и потом «выполнить»


На сообщение «Существуют объекты, измененные в основной конфигурации по отношению к старой конфигурации….. При обновлении будет выполнено замещение этих объектов! Выполнить?» Нажимаем смело ДА.


В следующем окне оставляем галки, как показано на картинке. И никак иначе!!! Должны стоять обе галки – «объекты редактируются с сохранением поддержки». Нажимаем ОК.


Все. Обновление нетиповой конфигурации 1с завершено.
Этот метод не претендует на идеал, но я думаю, многие совершают ошибки в этих шагах.
Конечно, я рассказал не все, тут еще много подводных камней. Но я думаю 90% обновлений можно смело обновлять по этой инструкции.